Февраль у славян 6

Как праздновалась Громница. Сретение (Громница) 15 Февраля Славянские праздники. громничная свеча. Главным символом этого праздника для древних славян была громничная свеча, которая была отражением Небесного огня. Часть исследователей считает, что новый год у славян начинался в январе, когда праздновали Святки – рождение нового света. До конца XVII века новолетие на Руси начиналось не с января, а с марта (как в древнем Риме) или с сентября (как в Византии).

Сретение (Громница)

У славян тур покровительствует также веселью и пляскам. Славяне видели в празднике Тура древнейший обряд юношеских посвящений в мужчины, когда, воплощаясь волком, юноша должен был проявить охотничьи способности и воинскую отвагу и завалить своего первого тура. Древние славяне брали пример с этих грозных животных, которые не заботились о себе, чтобы защитить стадо. Они старались научить юное поколение нападать и обороняться, проявлять находчивость и стойкость, выносливость, храбрость, умение объединяться для отпора врагам, защищать слабых и находить слабое место у противника. Много лет туры, дикие быки, служили людям как символ чести и храбрости. Из турьих рогов делали кубки и рожки, которые призывно трубили в воинских походах, а из особо крупных рогов делали даже луки. Но Турицы еще и пастуший праздник, в это время община приглашает к себе пастуха на очередной сезон, договаривается с ним о работе, доверяя ему драгоценное стадо на длительное время. Пастух, слуга Велесов, ставит на общий стол хмельные напитки, а община — кушанья, и праздником отмечают свой сговор. С этого момента пастух принимает заботу о стаде, а тур помогает ему в этом деле, защищая молодых телков и готовящихся в феврале к отелу коров от различных напастей и болезней. В этот день гадают на весь будущий год, так как праздник закрывает зимние святки. Гадания происходят под вечер, с наступлением темноты.

Малый Водокрес — первое Водосвятие у славян, праздновался народом северным так. В этот день каждая семья соблюдала строгую умеренность в еде до самой полуночи. После того, как во второй половине дня принесут дома славления Предкам и попросят их лететь обратно, праздник продолжался на каком-либо источнике, на озере, а при отсутствии таковых — около колодца. Перво-наперво раскалив на огне костра кусок Сварожьего железа, славя Сварога, опускают его в прорубь, потом купаются, смывают с себя «все болести и горести» и набирают воду с собой, для того, чтобы окроплять дом, двор, родных, домашних животных, дать выпить больным. Возвратясь домой после малого Водокреса, жители страны северной отпивали по несколько глотков сварожьей воды, а затем ею с помощью берёзовых веников, хранящейся со времён Купало, окропляли весь дом, хозяйственные постройки, имущество с целью предохранить хозяйство от беды и сглаза.

Перейти к навигации Перейти к поиску Славянские названия месяцев — название месяцев года, по временам, в славянских языках. Во многих славянских языках названия месяцев имеют славянское происхождение. Однако между такими названиями в разных языках нет взаимно-однозначного соответствия; порой они даже сдвинуты на один месяц в разных языках славян. Белорусский , польский , украинский , чешский языки и хорватский стандарт сербохорватского языка используют славянские названия причём в польском языке для марта и мая используются латинские названия.

Согласно народным поверьям, если семья жила в ладу с домовым, содержала дом в чистоте и порядке, то он помогал им — кормил лошадей в хлеву, убирался пока хозяев не было. Интересны многочисленные свидетельства крестьян о том, как гривы лошадей в стойлах к утру были обнаружены заплетенными в косички — это однозначно списывалось на ночные труды домовых. Перед бедой он непременно предупреждал о ней хозяев протяжными стонами и плачем. Без домового дом пуст, неуютен, в нем не будет счастья, поэтому при переезде на новое место его обязательно звали с собой. Домовой, домовой, не оставайся тут, и иди с нашей семьей. Если же ленился и вел хозяйство плохо — то домовой начинал вредничать и пугать, чтобы проучить нерадивых хозяев. А ведь у нас этот день был наполнен ожиданием любви, чуда, семейного счастья еще задолго до прихода новой моды на Валентина — согласно народным приметам на Трифона девушки как раз молились о женихах! Вероятно, это связано с тем, что февраль — традиционный месяц свадеб, а Трифон — это как раз середина февраля. Константин Васильев. Трифонов день в плане примет интересен еще заговорами на мышей — чтобы не портили скирды с хлебом, и гаданием по звездам: На Трифона звездно — весна поздняя. Если на небе покажется много звезд, то зима еще долго продлится и весна будет поздняя. Слово же само по себе означает некую встречу, в церковном контексте — встречу Ветхого и Нового Завета, а именно встречу 300-летнего старца Симеона, переводившего Священное Писание на греческий, с младенцем Христом и его семьей. Этой встречи праведник Симеон ждал уже много лет, так как однажды ему явился Ангел и сообщил, что тот не умрет до тех пор пока своими глазами не узрит Младенца, рожденного Девой. В народной же традиции день знаменателем «сретеньем» или встречей другого характера — эта встреча Зимы и Лета. Именно поэтому день особенно важен в плане предсказания характера будущей весны, лета и урожая.

Недаром говорится: "Готовь телегу зимой, а сани летом". В этот день варят соломату: "Приехала соломата на двор, расчинай починки". В отвращение зла привязывают на шею лошадям кнут и онучи: домовой тогда не смеет дотронутся до лошади, воображая, что на ней сидит сам хозяин. Никола Студеный. Редкий год на Руси этот день обходится без морозов. Время звериных свадеб. Лисы ударяют в пляс, друг перед другом жеманятся. Традиционные никольские морозы: студеный день - шубу снова надень. Агафья Коровятница. По поверью, чтобы не пускать ее во двор и предохранить коров от падежа, крестьяне хлевы убирают старыми лаптями, пропитанными дегтем, от которых коровья смерть бежит без оглядки. Вукол Телятник. Заботились о благополучном исходе весеннего отела коров. Морозы обещают бурную весну, сухое и жаркое лето. Захарий Серповидец. Достают и осматривают серпы. Чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее в марте. Захарию Серповидцу молятся бабы-жницы. В этот день достают серпы и кропят крещенскою водою. День памяти и почитания Предков. Люди ходят на курганы дедовския да Требы родичам, кои в Вырии, кладут. Прохор и Влас: никак скоро весна у нас. Власьевские морозы. Прольет Власий маслица на дороги - зиме пора убирать ноги, путь ей ведом, за Прохором следом. Мороз запел - санный след оледенел. Власьевские оттепели: "Власий след от полозьев как маслом мажет". Власий почитался покровителем скота. До Власия были морозы: рождественские, крещенские, афанасьевские, тимофеевские, никольские. Но власьевские морозы считались самыми крутыми. Прольет Власий маслица на дорогу - зиме пора убирать ноги. Ибо Жизнь и Смерть - это формы существования, два полюса одного магнита, не существующие отдельно друг от друга в Природе. В этот день начинаются заботы о проведении Масленицы, готовят блины, угощения, масленичные маски. Народные приметы на февраль Вороны в небе кружатся - к морозу. Облака идут низко - жди стужи. Кольцо вокруг солнца - к метели. Солнце заходит в облака - к снегопаду. Ворона прячет нос под крыло - к сильному морозу. Иней на деревьях - к морозам, туман - к оттепели. Солнечные столбы и кресты - к сильным и долгим морозам. Если февраль дождливый, то такими же можно ожидать весну и лето, а если погодливый, то предвещает засуху. Февраль - месяц лютый: спрашивает, как обутый. Февраль холодный и сухой - август жаркий. В феврале много инея на деревьях - будет много меда. Дует ветер, а инея нет - быть бурану.

Февраль - месяц бога Фебра или Фебрууса

Народный календарь восточных славян. Инфографика Подробнее. Почему февраль так называется? Название месяца февраль происходит от латинского «Februārius mēnsis» («месяц Фебрууса») и «Februa» («праздник очищения»). Решение этого кроссворда состоит из 6 букв длиной и начинается с буквы Л. krossvord skanvord. Ниже вы найдете правильный ответ на Февраль у славян 6 букв, если вам нужна дополнительная помощь в завершении кроссворда. Ответы к параграфу 8 Образование славянских государств из учебника по истории 6 класс Агибалова Донской, Всеобщая история, история средних веков.

Русский земледельческий календарь (Месяцеслов)

Славянские праздники. Громница 15 февраля с начала года и ты узнаешь,как они назывались у древних -рубят -лютые зол-берут сок из ь-цветут.
ФЕВРАЛЬ — «СЕЧЕНЬ» КАК ФЕВРАЛЬ В СТАРИНУ НАЗЫВАЛИ Народные названия февраля, связанные с явлениями живой природой и трудом людей Почему февраль называют лютый? Что означают другие названия февраля: бокогрей, межень, крутень, кривые дороги?
В честь кого названы месяцы? В западных районах Руси февраль называли на польский манер "лютым" (вероятно, из-за морозов). Но почти все народы Руси понимали названия "снежень" и "сечень". Сечень — из-за того, что секли (рубили) лес при подсечном земледелии.
Календарь народных праздников и примет. Февраль « Февраль у славян, 6 букв.

Читайте также

  • Весенние славянские праздники и обряды
  • февраль у славян, 6 букв, сканворд
  • МБУК "Общедоступная библиотека" ЗАТО г. Радужный
  • Комментарии
  • Календарь Славянских праздников и Языческих обрядов
  • Февраль. Народный календарь

Народные приметы: 6 февраля. Не делайте этого в Аксиньин день, если жизнь дорога

ФЕВРАЛЬ второй месяц в году, древнее название — «лютый», так как в это время стояли сильные (лютые) морозы. Известно также название февраля «снежень». Иногда в русских летописях месяц февраль назывался «свадьбами». В старину у славян последний зимний месяц назывался лютый — из-за особо суровых февральских морозов. Февраль у римлян был последним месяцем в году и назван по имени Фебра, древнеиталийского бога, которому и был посвящён. мы знаем слово которые вы не можете угадать Возникли проблемы? Громница у славян Ряд обрядов, происходивших на Громницу, связаны с огнем (свечками) и водой.

Толкование снов 6 февраля

  • Февраль у славян 6 букв
  • Тризна. Поминание предков. Демонические поминки на кладбищах (Волх ВелесоГор).
  • 2 февраля: Славянский праздник Громница
  • Начало года
  • Какие праздники по славянскому календарю в феврале

Название старославянских месяцев года

Праздник Весновей (Стрибог Зимний) — Народные Славянские Праздники 21/02 Весновей (Стрибог Зимний) 21/02 отмечается Весновей (Стрибог Зимний) -день, когда зимние ветры, Стрибожьи внуки, приносят первые вести о грядущем весеннем тепле. Громница, Малые Велесовы святки, День Велеса и День Кикиморы — вот славянские праздники февраля. Разбираемся, почему у праславян время от времени было 13 месяцев, когда наступал просинец и в честь кого получил своё название февраль. студень, февраль - снежень, март - зимобор, апрель - березозол, май - травень, июнь - кресень, июль - червень, август - серпень, сентябрь - вересень, октябрь.

Погодные приметы на 6 февраля: узнаем, какой будет весна

Название месяцев года (Анатолий Ведов) / Проза.ру 10 февраля - с чего начать февраль? В первые дни февраля было принято наблюдать за погодой, делая предсказания, когда ждать первое тепло, какой будет весна, и дальше – прогнозы на урожай.
Календарь Славянских праздников и Языческих обрядов ФЕВРАЛЬ второй месяц в году, древнее название — «лютый», так как в это время стояли сильные (лютые) морозы. Известно также название февраля «снежень». Иногда в русских летописях месяц февраль назывался «свадьбами».
Славянские праздники. Громница 15 февраля русский язык месяцы сеченъ Как называли февраль в старину? Народные названия февраля, связанные с явлениями живой природой и трудом людей Почему февраль называют лютый? Что означают другие названия февраля: бокогрей, межень, крутень.
Славянский гороскоп для родившихся 6 февраля Поиск по определению февраль, поиск по маске л*те*ь, помощник кроссвордиста, разгадывание сканвордов и кроссвордов онлайн, словарь кроссвордиста.

Февраль у славян, 6 букв

Им, свойственна чрезмерная влюбчивость, часто переходящая в обожание предмета своей любви и не редко доходящая до самопожертвования во имя любви. Стараются не отходить от принятых неважно кем и когда Канонов или за-конов и правил. Поэтому многие люди обращались к Богине Макоши, чтобы она доверила сплетать Нить Судьбы в клубок своей младшей дочери - Богине Доле. Богиня Макошь во все времена была очень внимательной и заботливой Покровительницей ткачества и всевозможного рукоделия, а также следила за тем, чтобы на полях, где орачи крестьяне вкладывают Душу в свой нелегкий труд, вырастал хороший урожай. Следует помнить, что великая Небесная Богиня Макошь - это не только Богиня-Покровительница произрастания и плодородия, как могут подумать многие, а Богиня, дарующая трудолюбивым и прилежным людям хороший урожай. К тем Родам из Великой Расы и ко всем потомкам Рода Небесного, которые не ленились, а трудились в полях, в садах и на огородах в поте лица, вкладывая Душу в свой нелегкий труд, Богиня Макошь посылала свою младшую дочь - белокудрую Богиню Долю.

Тем же людям, кто плохо и нерадиво трудился на своих полях неважно, из какого он Рода , доставался плохой урожай. Поэтому в народе говорили, что "от Макоши Доля пришла урожай мерить" или "Макошь Недолю послала урожай мерить". Семаргл, Чертог Змея, Священное древо - Липа. Самое тяжелое для них - это одиночество. Очень влюбчивы и считают, что только Любовь Явная, физическая, плотская должна стоять во главе угла, а потом уже все остальное.

Чертог Змия дает холодный, ничем не прикрытый эгоизм, самовлюбленность, иногда переходящую в любвеобильность, а также неприятие критики в свой адрес. В сие время рождаются сущности, обладающие холодным и трезвым умом, догматической рассудительностью. Следующие принятым не важно кем и когда Канонам или за-Конам и в соотношении с реальностью и положения не сегодняшний день статус-кво. Не приемлют нововведений и изменений привычного образа жизни, которые напрочь, могут выбить из привычной колеи жизни. Высказывания Древних мыслителей - Философов, для них не пре- рекаемая П-Ра-Веда чистый исток , а не истина из сути Тина — грязный источник.

Любят учиться для саморазвития и самосовершенствования. Нередко старые и Мудрые «Змеи», под старость лет, становятся одинокими, так как познавая Древнюю Мудрость и лет писания прошлого, не замечают, как проходит своя жизнь. Семаргла также призывают при лечении заболевших животных и людей, для того, чтобы избавить больных от различных хворей и болезней. Когда у человека поднималась температура, то говорили, что Огнебог поселился в Душе заболевшего. Ибо Семаргл, как Огненный Пес, яростно сражается с хворями и болезнями, кои подобно ворогам пробрались в тело или Душу заболевшего.

Поэтому считается недопустимым сбивать, у больного поднявшуюся температуру. Самым лучшим местом для очищения от хвори считается баня. Варуна, Чертог Ворона, Священное древо - Лиственница. Чертог Ворона дает добродушный, открытый характер, влюбчивость и любвеобильность, иногда доходящую до ветрености. К 40 Летам дает человеку Мудрый Жизненный опыт.

В сие время рождаются сущности по природе своя Духовной, скорее идеалисты, чем материалисты. Обитают в собственном иллюзорном и идеальном мире, абсолютно не похожем на действительный ре-альный. Готов прийти на помощь к не знакомым, так как Вещий и чувствует что нужен. В быту предпочитает уют, общественной бурной жизни. От рождения, наделён пара- нормальными способностями, которые раскрываются в детстве.

Человече сей, часто не ведает: «Что с ними делать? В результате чего, «Воронъ», замыкается в себе и направляет мысли свои на философские рассуждения. Иногда, непонимание приводит в негодование сию сущность и достигая критической отметки негодование сие, делает сию сущность "разрушителем мира сего". Варуна - Бог, управляющий дорогами Судеб Человеческих. Только Бог Варуна может определить мощь Духовного Становления и полноту выполнения Жизненного Предназначения человеком.

Ворон - птица Вещая, верный спутник Бога-Управителя Варуны. Если Бог Варуна решает, что человеку необходимо предоставить возможность завершить начатое деяние, которое он не успел закончить в связи с внезапно наступившей смертью, тогда он направляет к Душе умершего человека своего помощника - Ворона. Ворон - хранитель Живой и Мертвой воды, дает возможность Душе умершего вернуться в свое собственное тело, дабы человек, вернувшись в Мир Яви, мог завершить свое незаконченное дело. В мире Яви про такого человека говорят: "Он пережил клиническую смерть" или "Он вернулся с того света". Как ни странно, но после возвращения Богом-Управителем Варуной человека к его прежней жизни, человек меняет свой образ поведения, ни прожигает свою жизнь понапрасну и завершает дело, которое не успел закончить.

Коровушка тяжелее ходила — скоро отёл. Павел взмок — дня приволок. Коли ветер, будет год сырой. Звёздная ночь с этого дня на следующий — к урожаю льна. На день Петра-полукорма выходят осматривать сенники и амбары.

В сенниках, осматривая сено и солому, замечают, сколько вышло корму для скотины и сколько его осталось до весны. Перезимник — обнадёжит, обтеплит, а потом обманет — всё морозом стянет. На Афанасия-ломоноса знахари ведьм со Святой Руси гонят. Только на афанасьевские морозы можно изгнать ведьм. Макаром в старину прозывали мужичка, что слыл пройдохой и плутом.

Мол, он душой не худ, а просто плут. Но вот чаёк с ним попить — одно удовольствие! Поутру — лечебный чай. На Ефима — тут уж девкам неймётся, узнать торопятся: «Какова сударыня Маслена будет? А старики подначивали: «Налетели с утра метели — быть Маслене метельной».

Если в жизни что-то не ладилось, муж и жена выходили с крыльца, взявшись за руки, подходили к яблоне и отряхивали снег-иней неразведенными руками — на счастье. О нынешней стуже месяцесловы загодя предупреждали: «Не диво, что Афанасий-ломонос морозит нос, а ты погоди, дождись Тимофея-полузимника». С ветром стужа — что есть хуже, чем позимы! На Агафия забота: «Надобно еще раз закрома оглядеть. Запасы хлебные пить-есть не просят.

Но коли за ними не доглядишь оком, то заплатишь боком». Этот день называли — весноуказник, потому что «Какова Аксинья — такова и весна», то есть если на Аксинью хорошая погода, то и весна будет красная. Этот день — зимоуказчик следующего года. Каков день с утра, такова будет первая половина следующей зимы. А погода с полудня до вечера предвещает вторую её половину.

Кольнёт мороз и отскочит, затаится в крепях таежных за колодиной, в поле за сугробами. Воет по-волчьи ветер, шатая деревья перелеска, мигают в острастку колючим блеском звёзды. Наслушивают огонь. Если в этот день без разбора знобит, в квашне спорынью унимает, то большуха русскую печь топит так, чтобы, когда поленья огнём занимаются, золотым бы устье печи казалось. Кудесы — день угощения домового.

Домовой обычно это рачительный, заботливый дух «хозяин» , помогающий трудолюбивой, дружной семье. Но в этот день буйствует и проказничает. По народному поверью, ведьмы устраивают в этот день пережины, заломы сухой травы, снегом незанесённой. Потому старики ходили в поле смотреть: не наследили там, случаем, нечистые? В это глухое зимнее время в лесу идут яростные схватки на выносливость, за право владеть лесными крепями.

Звериный род берёт рост. Конёк над избой — охлупень, оберегающий избу, мол, лешим облюбован. Оседлает леший конька — и шатнётся изба, худые ветра подступят ко крыльцу. Потому забота у Никиты за коньком приглядеть. Февральские народные праздники у славян Ледич, сеченъ, снежень, бокогрей.

На Трифона заговаривают мышей, чтобы уходили из избы и амбаров. Ночью звёзды ожигают. Человека, глядевшего в эту полночь на звёзды, потом трясучка изводила. Сустретьев день — зима с весною встретилась. Зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама лиходейка от своего хотенья только потеет.

Следуя поговорке «Готовь сани летом, а телегу зимой», хозяева сразу после Сретенья с утра пораньше принимались за ремонт сельскохозяйственного инвентаря. Редкий год на Руси этот день обходится без морозов. На Студеного Николу снегу навалит гору. Никола студеный — волчий сват, маковый закат. Селяне поминают в этот день отошедших в иной мир отцов-праотцев, дедов-прадедов.

Заботы этого дня — пуще глаза беречь коровку-кормилицу, присматривать, стеречь от пришлых людей. На Вуколу — начало весеннего отёла коров. Теплое сытное пойло корове не раз на день надобно принести, ей ведь ещё и телёнка кормить. А тот уже играет, к вымени тянется. На счастье и в раздачу нищим выпекались пироги с луком.

Этот день был верховым для приготовления отваров и настоев из могущницы. Кузнечный молот праздновал вместе с серпом очередную веху крестьянского годового круга. Поновить насечку — работа ответственная. Теперь сильный мороз бывает чаще лишь ночью, говорили: «Февраль воду подпустит, март подберёт». Перевалила зима, поэтому: «Не всяк Панкрат хлебом богат», но «Наш Панкрат лаптями богат».

На Прохора и зимушка-зима заохает. Пришёл Прохор — и весна заглянула на двор, поворот к теплу. Святой угодник Харлампий почитается покровителем чиновников. Суббота перед 11 февраля Масленичные деды, Сретенские деды. Поминают всех умерших предков.

Как и на иные Родительские дни, на Масленичные за поминальным ужином собирается вся семья. Большой праздник. Устраивалось молебствие, во время которого освящались караваи ржаного хлеба. Хозяйки затем скармливали этот хлеб скоту. Первое молоко и масло.

Раньше, по-видимому, праздник начинался на день Велеса. Это был праздник молочных продуктов и первой встречи весны. Оканчивалась Масленица до «Весновея» «Кислых девок». Хозяева в течение трёх дней выставляли зерно на утренний мороз. Крестьяне знали, что тронутое холодом, оно лучше по весне взойдёт.

Также зарили пряжу — стлали на наст выбеливать. Наши предки окликали звёзды, окликали умерших родных и близких, глядя подолгу в небо. Они верили, что если окликать звезды, глазам от чистого сияния Божьих очей прибудет зоркости. Мужья готовят для жён пиво. Воду берут из семи святых источников, смешивают её с местной водой и в золотой ступе толкут серебряным пестом.

Такое Пиво, жёны относят повитухам. Зима становится безрогой. В этот день зима с весной начинают борьбу: «Кому идти вперед, а кому вспять повернуть». Кикимора представлялась в народе по-разному: как хозяйка избы, как жена домового или лешего, в виде уродливой старухи маленького роста или девки с длинными черными волосами. Феодор Тирон — устраняет раскачку устоев.

Феодору Тирону молились о защите от злодеев. В сказаниях каликов перехожих «Хвёдор Тырянин» напоминает русского былинного богатыря. Ярило птице овсянке наказ давал — пора начинать петь: «Покинь сани, покинь сани! Обычай в этот день — делиться хлебом с соседями, с сиротами и вдовами. Оставь хлеб позади себя, предложи хлеб нуждающемуся, и этот хлеб, придёт время, сторицей возвернётся.

Советовали ребятне накататься досыта. В этот день нельзя глядеть на падающие звезды с неба: «Худая примета заляжет на душу того, кто завидит падающую звезду». Каков Тимофей — такова и весна. Весновей теплом веет, стариков греет: если в этот день была солнечная погода, старики выходили на завалинку, грелись на солнышке, разговоры вели. Пока крепок наст — удержать сани горазд, поспешали крестьяне с дальних полей оставшееся сено вывезти, из лесу — дрова, да проверить силки-капканы.

Да и как тут кислой не станешь, когда старые люди подначивают: «Убирай, девка, сундуки, закрывай наряды. На Обретенье — птичье потенье, гнёзд обретенье. Зимующие птицы начинают готовить гнёзда, а перелётные готовятся к возвращению домой из Вирия тёплых мест. Если полдень тянет ко сну — к болезни. Хоть по стенке ходи, а днём спать погоди.

Бытовало поверье о кумохе, которая так и норовила ухватить сытый кусочек от здоровья человека. Рано затает — долго не растает. Поверье об этом дне такое: дело молодое — обнадейчивое, как и ранняя весна, непрочное. А вот поживёшь, дело в руки возьмёшь — и дастся жизнь тебе. Нельзя было в этот день выезжать из дому, не приложив ухо к земле.

Надо было сперва убедиться: надежна ли снеговая дорога. И только после этого справлять хозяйские заботы. В этот день бывает капель. Ледяная наковаленка, как колокол: на всю округу слышно: «Дон-динь! Протальник ломает зиму.

Воздух в солнечные дни целебен. Касьянов день занимает особое место в народном календаре: это самый страшный день, находящийся во власти злопамятного святого. Исстари заведено на Руси считать високосный год опасным. Весенние народные праздники у славян Мартовские народные праздники у славян Лютич, березозол, сухий, протальник, капельник, зимобор. Когда мартовские лучи солнца, как воткнутые в землю золотые спицы, сияли в полях, крестьяне говорили: «Ярило вздевает зиму на вилы».

Евдокея красна — и весна красна. Первые «Заклички» весны. По этому дню судят о предстоящем лете: холодный день — лето будет не жарким, а дождь обещает мокрое лето. День обычно ветренный. В древности был такой обряд: крестьяне поле крест-накрест проходили.

Этим они напоминали солнцу, что недосуг отдыхать, надобно, мол, снежицей поле поить. По наблюдениям поселян известно, что в этот день прилетают с тёплых стран на русскую землю грачи, первые весенние птицы. Если грачи прилетят прямо на гнездо, то весна будет дружная. Конон-градарь: «Хотя бы в день Конона-градаря была и зима, начинай пахать огород, и ты только почни в этот день, непременно огород будет добр. В этот день бабы и мужики обходят колодцы кругами, чтобы те горькими стоками не полнились, чтобы подземную водицу подпустили добрую.

У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из тёплых стран прилетают первые жаворонки. Значит весна идёт. В этот день вторые «Заклички» весны. На Никифора — медведь в берлоге потягивается. С косогоров снег в низины сходит.

Вот уже и логово космача вода вешняя обступила. На это весеннее время приходится линька скотины. Обновляется волосяной покров у лошадей, у коров. Бери голик — коровий бок поскреби. Зимой волчья стая близко подходила к крестьянскому двору.

Но теперь логово пришла пора волчице в глухих непроходимых лесных ухожьях устраивать, щениться, потомство оберегать. До большой воды надобно было снарядить телегу. Надобно было и колёса крепить, и оглобли ладить. Первой снаряжалась к полям телега-навозница. В этот день местами не работали.

Устраивали проводы зимы с угощением жёниной родни. Полагалось пить праздничное питье — медово-берёзовый взвар. На Алексея нельзя садиться в сани. Кирилл — дери полоз. Около этого времени дороги портятся, ездить на санях становится трудно.

На Трофима-Евкарпа сзади и спереди — зима. Тают снега, проруби мутятся. С Дарьи холсты белят. Если вешняя вода на Дарью идёт с шумом — травы хорошие бывают. Какова погода в этот день, такова и на «Журавлиный лёт» 18 сентября.

Видимо, неспроста откуда-то задувать стало на чердаке, петь по-худому в печном столбе. Надобно было подумать о добром духе дома. Старые люди отмечали, что вода, почерпнутая в этот день из колодца, обладает необычной силой — она пробуждается сама и вбирает в себя всю мощь весеннего воздуха, света. Праздник Вербоносицы — этот день в деревнях посвящали тому, что бы набраться у вербы чистоты, красоты, здоровья и целомудрия. Предел зимним забавам детворы, катанью с гор, крутых берегов на реку.

Санки с вечера прятались, наутро будет меньше слёз: реви не реви — катаник твою утеху унёс! Пекли в этот день калачи. И все домочадцы, пока по калачу за столом не съедят, других угощений не должны были трогать. Девицы песни-веснянки поют. У Василисы — весенние заботы.

Отвести воду от дома, чтобы в подпол вода не ушла. С этого дня ждут первую весеннюю грозу. Прилёт зябликов. Зазывали птиц ко крыльцу, потчевали крошками, зёрнышками, льняным семенем. Это был день «генеральной уборки» в доме и в саду.

Всполашивается зорька утренняя, кукушкой голос подаёт. И порой день этот оборачивается кукушкиными слезами. Праздник пробуждающегося медведя и лешего. В этот день крестьяне порядок в доме наводят, очищают избу и двор от нечисти. Пятница перед 25 марта Весенняя Макошь, Благовещенская Пятница.

Благовещенская пятница охраняет отмечающего её, по завету старых людей, человека «от скудности, от бедности, от найвеликаго недостатку». В этот день привечали птиц к родным угодьям, к домам, к грядам льняным да конопляным семенем. Задумывали крестьяне на обильный урожай, на крепкие холсты. На Благовещенье весна зиму поборола. Самый большой у бога праздник.

Каково Благовещенье проведёшь, таково и весь год. Пасха считается христианским праздником. Однако на него приходится много народных обрядов и традиций, явно ещё с дохристианских времён. Некоторые традиции похожи на «благовещенские». Благовестник может оповестить о себе громом или молнией-блискавкою: наши предки считали, что пробуждение природы начинается тогда, когда впервые прогремит гром.

Настовица-птица, так называли чибиса. Матрёну называют полурепницей оттого, «что поселяне отбирают годные репы для семян, что и составляет у них отдельную, неприкосновенную половину». Мать-и-мачеха — дарует этот цветок всем на свете материнскую заботу, всем щедро отдаёт своё тепло. Обязательно благоухал в этот день в домах чай из золотистых цветов. Берестить — это обвивать, связывать берестою.

В этот день слушали берёзы. Чтобы небесные дожди на землю сошли, чтобы зелёные ростки скорее ввысь поднимались, кланялись Лествичнику крестьяне. В этот день наши предки чествовали огнище, вспоминая с благодарностью и любовью своих предков, сумевших найти и обжить это место. Домовые особенно «расходятся» в этот день. Апрельские народные праздники у славян Белояр, цветен, березень, березозол, снегогон, водолей, ручейник.

День пробуждения домового. Спал домовой ровно до того времени, когда уже весна полностью вступит в свои права. Первая встреча пролетья. Ворона каркала-каркала — да Поликарпов день мужику и накаркала. К этому дню порой заканчивались запасы хлеба — главного крестьянского продукта.

Просыпается Водяной от зимней спячки. Водяной дух ослаб за зиму. В этот день рыболовы приходили к воде в полночь полакомить Водяного-дедушку. На Осипа начинает звучать голосок сверчка. Шли глядеть за деревню, как ольха зацветает.

Крестьяне, у которых пчёлы были, смекали: «Не пора ли ульи доставать, коли ольха сильно цветёт? С нетерпением ждут в деревнях этого дня, чтобы растворить оконницу. Ждали Федула, до него никак нельзя. Раньше Федула кто оконницу отворил — тот ненастью угодил. Когда выдавался тихий день, то крестьяне примечали: «Это — к урожаю ранних яровых».

А когда Евтихий разъярится, ветром бьёт, то уже крестьяне горевали: «Колос собьёт». Не одни мы на земле живем, дышим, растём. По весне не только над землей поднимается влага, и в самой воде начинается движение. И у рыб, и у водорослей, и у тварей неведомых. Встреча солнца с месяцем.

Согласно древним сказаниям, солнце да месяц ещё по осени с первых морозцев расходятся. Одному — на запад спешить надо, другому — на восток. Издревле в этот день обходили родники и ключи, которые были заповеданы родителями. Всякое семейство ходило навещать свой источник, чтобы почистить его, отомкнуть. Если солнце в туманной дымке — будет год хлебородный, а если яро на землю скатится, то перепахивать землю и бросать в неё семя сызнова.

В иных местах судят по восходу. Антип-половод — целитель зубной боли. В этот день медведь выходит из берлоги и прячется в кустах. Просыпается леший. Главное у него дело — будить деревья от зимней спячки.

Чествовался заяц — «через дорогу прядыш». У ушастых именины — зайчихи дали приплод. В это время цветёт медуница, а тут и шмели зашумели. В этот день ворон купает своих детей и отпускает «в отдел, на особое семейное житье». На Мартына переселение лисиц со старых в новые норы.

На день святого Пуда вынимай пчёл из-под спуда. В день Пуда изгоняют смерть, окликают дождь. Целебные настои готовили в старину из почек калины и рябины. Подмывает водой берега. У мельников забота — не разнесло бы запруду.

А у баб своё дело — готовить семена на рассаду, высевать в ящики капусту, огурцы. В этот день ульи выносят из омшаника на вольный воздух, осматриваются и открываются. С колод и бортей снимают зимнее утепление. В ночь на 17 апреля гадают на конопле. Огородник в дверь постучал, копать гряды позвал.

На Козьму — сей морковь и свеклу. По народному поверью, радеет Козьма о животе, то есть о здоровье и о жизни крестьянина. В этот день ударяют бабы челом весне, кланяются, ей холстиною, одевают в новину. Обратясь лицом к восходу солнечному, выкликали: «Матушка-весна, вот тебе новая новинка! Одно из преданий гласит, что на Угорье на заре земля открывается, и летят души пращуров в тончайших золотистых оболочках к родовым гнёздам, к родным домам, навещают близких.

В этот день проклинают нечистую силу, заковывающую тепло в ледяные оковы и опутывающую свет солнечный тьмою-сумраком. В народных песнях и обрядах Леля является персонажем женского рода, а основными участниками, посвященного ему праздника были девушки. Леля — дочь Лады. В этот день Егорий «отмыкает» Мать Сыру-Землю и выпускает росу, от чего начинается бурный рост трав. Кое-где это четвёртый по значимости праздник после Рождества, Масляницы и Купалы.

Также эти дни слывут свадебными, брачную радость несущими любящимся молодым сердцам. Молодцы удальцы!..

В этот момент обычно иссякали основные запасы хлеба, а до нового урожая оставалось полгода. Озимое зерно в это время пролежало в земле половину срока до всхода. О том, каким будет будущий урожай, судили по ценам на хлеб. Если они понижаются - к богатому урожаю, повышаются - к скудному.

В народе Аксиньин день имел еще одно название — Весноуказатель. Если присмотреться к знакам, которые подает природа, можно понять, какая погода ожидает весной. Это подсказывали звезды. Если в ночь на Аксинью на небе их много — весна будет теплой. Если мало - погода будет ненастной. Другие приметы на 6 февраля: Облака движутся быстро — жди холодов; Синицы стучат в окно — к плохим известиям; На улице спокойная и приятная погода — урожай в этом году будет богатым; Весь день идет снег — придется много работать в поле и огороде, чтобы собрать хороший урожай; К вечеру сильно замело снегом и поднялся ветер — летом будет сильная засуха В этот день также существует поверье, что если встретить на улице человека с именем Ксения, то это обещает удачу и благополучие на протяжении года Что можно делать 6 февраля: На праздник был разрешен и даже почитался хороший и добросовестный труд, поэтому в этот день стоит заняться физическими нагрузками и провести генеральную уборку в доме.

Стоит помыть все стекла, зеркала и окна в квартире, чтобы в помещение попадало как можно больше солнечных лучей.

Они особенно щепетильно относятся к выбору обуви, так как Велес, представлялся древним славянам босым, молодым юношей, разъезжающим на коне по городам и весям. Карнавальный, разгульный характер человека-Велеса сполна отражает масленичное настроение. Он удачлив, весел, нищету, и богатство, хулу и похвалу — все принимает с беззаботной улыбкой бездомного бродяги, которому нечего терять. Велес — самый сильный. Его мощь позволяет ему управлять событиями и не привязываться к материальному.

Уж он-то знает, что деньги — вздор, и с удовольствием прогуляет и раздаст последние гроши. Дети Велеса переворачивают все с ног на голову. Они вечно заставляют остальных задуматься над тем, что так называемые ценности могут оказаться полной ерундой, а по-настоящему ценно то, чего никто не ценит. Тяга человека-Велеса к темным сторонам жизни велика он ближайший родственник Змея Горыныча. Здесь он приобретает негативный, но по-своему замечательный опыт, позволяя другим учиться на его ошибках. Самые беспутные Велесы учат нас, как ни в коем случае не надо жить!

Погодные приметы на 6 февраля: узнаем, какой будет весна

Новости страны Северной Какие славянские праздники нынче в феврале? Начинаются они с самых первых дней месяца. Так что сохраняйте, чтобы ничего не пропустить.
Гороскоп славян Февраль, сечень 2 февраля Громница. Громница (Громницы) один из старинных славянских святодней Кологода, связанный с почитанием Огня, Света и Грозы.
§2 Восточные славяне (Страницы 5,6,7) - Рабочая тетрадь по истории Данилов Косулина 6 класс Ответ на вопрос в сканворде (кроссворде) «февраль у славян 6 букв». Помогаем разгадывать сканворды, кроссворды и другие головоломки.
Мировоззрение - Календарь - Месяцеслов Какие славянские праздники нынче в феврале? Начинаются они с самых первых дней месяца. Так что сохраняйте, чтобы ничего не пропустить.

Какие праздники по славянскому календарю в феврале

При этом в основу названий были положены не имена языческих богов, а природные явления или особенности хозяйственного вида деятельности людей, характерные для определенного времени года. Причины такой закономерности вполне понятны. Не всегда благоприятные для земледелия климатические условия территории проживания восточных славян сделали основной род деятельности наших предков целиком и полностью зависящим от природных явлений. К примеру, именно климатические условия научили славян предсказывать погоду по природным явлениям, породив такое количество примет, которого, пожалуй, нет ни у одной из остальных групп народов. Такой же «природно-хозяйственный» образ мышления наложил свой характерный отпечаток и на названия месяцев. Зимние месяцы Первый месяц зимы — декабрь.

В древнеримском календаре декабрь по счету был десятым, за что и получил название december, происходящее от латинского числительного decem десять. Этот месяц во многом примечателен. День зимнего солнцестояния, приходящийся на 22 декабря, — самый короткий день в году. Природа в этом месяце завершала свое постепенное замирание, начатое еще в начале осени. Хмурое серое небо родило у русских и украинцев название хмурень.

Начинающиеся снегопады — белорусский снежань. Морозы, схватывающие вымешенную осеннюю грязь мерзлыми комками грудами , привели к украинскому грудень и русинскому груден. Украинский трусим, по-видимому, произошел от слова трусить, то есть мелко трясти, встряхивать, либо сыпать.

Громничная свеча помогала и во время важных хозяйственных работ: при первом весеннем выгоне скота, распашке поля, сборе урожая и заготовке зерна. Свечой обкуривали дом умершего, чтобы душа его успокоилась и, чтобы духи были милосердны к ней.

Тяжко хворающим дают в руки запалённую свечу-громницу, прося при этом Богиню прогнать Своей очищающей и целительной силой духов болезни. Воск её принимался больными, как лекарство. В Белоруссии на Громницу проводили обряд «агнистага крыжавання» «огненного крещения». Сначала хозяин крест на крест поджигал совсем чуть-чуть у себя на голове волосы, потом — жене, потом всем остальным членам семьи по старшинству. После этого семья шла выжигать крестики на шерсти домашних животных.

Потом простукивали свечой все стены, перекрытия и двери своего дома, хлевов и хозяйственных построек. Эти действа должны были уберечь семью от удара молнии и вообще любых разрушительных воздействий. После этого свечку прятали в укромный уголок дома, либо клали в Красный угол среди других святынь. Существует также очень много примет, связанных с громничной свечой. Во время обряда наблюдали, как горят свечи: частое потрескивание указывает на большое количество гроз в году.

Когда человек тяжело умирал, зажигали громничную свечу и смотрели, в какую сторону пойдёт от неё дым: если за двери, то больной скоро умрет, если расходится по дому — будет ёще некоторое время жить. Гроза совсем не обязательное явление 2 лютеня, но услышав гром, люди ждали скоро прихода тепла. Если же первый гром упадёт на голый лес, то считалось, что год будет неурожайным.

В пору двоеверия на Руси Сретенье "Сретение Господне" напоминало христианам о встрече младенца Иисуса с иудейским праведником Симеоном, состоявшейся, по христианским поверьям, в иерусалимском храме на сороковой день после Рождества Христова. В Белоруссии до наших дней сохранился обычай, когда родители или близкие родственники обрызгивают Сретенской водой с благопожеланиями сына, уходящего в армию. По народным верованиям, купание в проруби на Сретение делает человека сильным и здоровым, и даже простое умывание Сретенской водой уносит многие хвори и болезни. Сретение — "перелом" зимы.

Считается, что о сию пору Лесной Хозяин, любимец Велеса, переворачивается в своей берлоге на другой бок, предчувствуя скорое своё пробуждение. В народе примечают: "Если на Сретение холода завернут — весна холодная, поздняя"; "Тихий и облачный день на Сретение — будет хороший урожай хлебов и плодов"; "На Сретение небо звёздное — зима не скоро плакать начнёт то есть весна ожидается поздняя "; "На Сретение капель — урожай на пшеницу"; "На Сретение утром снег — урожай ранних хлебов, снег в полдень — средних, к вечеру — поздних". На Сретение вечером заклинают Солнце. При заклинании Солнца на Сретение поют: "Солнце-вёдрышко, выгляни, красное, из-за горы, Выгляни, Солнышко, до вешней поры! При римлянах Имболк отмечался в февральские календы 1 февраля. На Украине громничные свечи традиционно изготавливались женщинами, особенно — девушками. Часто они делались из трёх свечек, сплетённых в "косу" и расходящихся кверху маленьким Трезубцем — символом единства Тремирья Яви, Нави и Прави.

В Белоруссии громничные свечи, будучи олицетворениями живого огня, Перуновой силы, изготавливались преимущественно мужчинами. Такую свечу отливал из воска сам хозяин дома в последний шесток субботу, день в седмице, посвящённый предкам перед праздником. Считалось, что чем больше будет громничная свеча, тем благополучнее пройдёт год. Освящённую на Капище свечу приносили домой, зажигали у порога, после чего каждому из домашних, начиная с самого хозяина дома, "падсмальвалi" волосы на голове в форме "крыжа" солнечного и огненного креста. Затем с зажжённой свечой обходили весь дом посолонь, заглядывая в каждый угол и поваживая там огнём, дабы "выжечь всё лихо из угла в угол" — очистить Перуновой силой своё жилище от всякой нежити и скверны. В качестве оберегов на дверях и воротах рисовали или выжигали свечой солнечные кресты и коловраты. Одну громничную свечу обязательно несли в хлев и разламывали на столько частей, сколько голов домашнего скота там было.

Верили, что такая свеча убережёт скотину от падежа и болезней. Для этого скотине чуть-чуть подпаливали ею шерсть, а остатки воска закатывали в шкуру. Громничные свечи, перевязав их полосками пакли, хранили в укромном месте или в красном куту домашней Божнице в течение всего года — до следующей Громницы, используя такую свечу в качестве оберега. В народе верили, что летом Громничная свеча будет хранить дом от удара молнии и пожара. Слыша приближающиеся раскаты грома, её зажигали и ставили на окно с той стороны, откуда надвигалась гроза.

Традиция русского народа — это бесценный опыт неисчислимых поколений предков. Воспитывая в нас тот самый «загадочный русский дух», славянская традиция преподносит обычаи, вечно родные всем русским людям. И сколько бы эпох не миновало, сколько не блуждали в потемках инородных традиций, русские люди всегда возвращаются к родной традиции. Тысячи лет природные календари служили людям, помогая им в срок возделывать землю, собирать урожай, охотиться и рыбачить.

Февраль у славян

Февраль у римлян был последним месяцем в году и назван по имени Фебра, древнеиталийского бога, которому и был посвящён. Первые числа февраля – это одна из восьми важнейших точек Кологода (годового цикла славянских праздников), олицетворяющая встречу Зимы с Весной. один из древнейших. 2 февраля Громница. Громница (Громницы) один из старинных славянских святодней Кологода, связанный с почитанием Огня, Света и Грозы. ФЕВРАЛЬ второй месяц в году, древнее название — «лютый», так как в это время стояли сильные (лютые) морозы. Известно также название февраля «снежень». Иногда в русских летописях месяц февраль назывался «свадьбами».

Январь у древних славян, 6 букв

Этот месяц считался третьим и последним пролетним месяцем. Название сие известно в украинском языке. Название этого месяца происходит от слова "иуний", данное ему в честь богини Юноны римлянами. В старину исконными русским названием этого месяца был изок.

Изоком назывался кузнечик, коих в этом месяце было в особенном изобилии. Другое название этого месяца — червень, особенно употребительное у малороссов, от червеца или червеня; так называются особенного рода красильные черви, появляющиеся в это время. Именуется сей месяц тако же и разноцветом, ибо природа разрождается неописуемым буйством красок цветущих растений.

Кроме того, в древности месяц июнь в народе весьма часто назывался кресником — от слова "крес" огонь. Июль происходит от имени "иулий", данное в честь Гая Юлия Цезаря, и, конечно же, имеет римские корни. У нас в старину он назывался, как и июнь — червень — от плодов и ягод, которые созревая в июле, отличаются особенною красноватостью червлёный, красный.

Народно-поэтическое выражение "лето красное" может служить дословным переводом названия месяца, в котором обращено внимание на яркость летнего солнца. Другое исконное славянское название июля — липец или липень , которое употребляется теперь в польском, украинском и белорусском языках как месяц цветения липы. Июль ещё называют "макушкою лета", так как он считается последним месяцем летним 20 июля отмечается "Перунов День", после которого, по народным поверьям, наступает осень , или ещё "страдником" — от страдных летних работ, "грозником" — от сильных гроз.

Как и предыдущий, этот месяц получил своё название от имени римского императора — Августа. Коренные древнерусские названия месяца были другие. На севере он назывался "зарев" — от сияния зарницы; на юге "серпень" — от серпа, которым снимают с полей хлеб.

Часто этому месяцу дают название "зорничника", в которого нельзя не видеть изменённого старого имени "зарев". Название "жнивень" пояснять будет уже излишне, ибо в месяце сём приходило время жатвы на нивах и сбора урожая. Некоторые источники толкуют зарев как связанный с глаголом "реветь" и обозначает период рёва зверей во время течки, другие же предполагают, что в название месяца есть указание на грозовые и вечерние зарницы.

Жнивень — от того, что приходит время жатвы и сбора урожая. В случае с «Зарев» расшифровка сложнее. Есть мнение, что такое название произошло от «зарево», так как в августе можно наблюдать красивые зори или вставать рано утром, с заревом, для сбора рожая. Есть также и мнение, что «зарев» произошло от рёва животных в августе. Сентябрь — Ревун и Хмурень. Ревун — от рёва животных в эту пору в лесах. Хмурень — от начала осенних дождей.

Октябрь — Листопад, Грязник, Свадебник. Свадебником этот месяц назывался по той причине, что в Древней Руси после периода сбора урожая начиналась пора свадеб.

Так вот, «крес» — символ небесного очищающего огня — это очищающий и ограждающий восьмилучевой знак. Именно такую прорубь рубили в Великий Водокрес. Малый Водокрес 6 января — первое Водосвятие у славян. С 25 декабря по 6 января - идут Велесовы Святки. В эти дни Велес — Бог Мудрости и Магии держал ворота Нави открытыми для того, чтобы люди могли обратиться к своим Навьим Предкам и просить у них благословения, совета и помощи.

Как обратиться к Предкам в этот праздник? Чтобы позвать Предков, открывали двери и выставляли свежее угощенье на алтаре, перед «Чурами Богов» и Предков. Принято было показывать, что живые родичи помнят дедов и сожалеют об их отсутствии. Это делалось для того, чтобы призвать Духов Предков в Явь. В остальное время северяне не предавались горю об ушедших. О чём жалеть…? Злому смерть — а доброму вечная память.

Вернется Душа дедова в род, воплотится в правнуках! Вот и называют эти дни «страшными». Но было бы начало, будет и конец. После 12-ти Велесовых дней улетают наши Деды птицами обратно в Навь, а Велес закрывает проход.

Имя древнегреческого бога войны — Паллас лат. Pallas , также имеет прямую связь со словом из ведического санскрита «Бала». Древнегреческую деву — воительницу Афину называют Афина Паллада др. Дева Афина Паллада была дочерью громовика Зевса, и родилась из его головы во всём воинском облачении богини-воительницы. Прошли тысячелетия, но в народе сохранялась память о языческих праздниках, верованиях в громовержца Перуна и богиню молний Перунью. Громовые раскаты и, следующая за громом ярая молния в начале февраля, последнего зимнего месяца, напоминают нам древние языческие праздники. Молния, как отражения Небесного огня, посланного вслед за громом — это главные атрибуты этого языческого праздника. В дни празднования Громовика-Перуна и молнии — Перуньи зажигали большую восковую свечу. В Белоруссии свечи Громницы, как олицетворение Перуновой силы, отливали мужчины, хозяева дома, чем больше получалась свеча, тем больше будет в доме достатка и благополучия весь год. Известны «громовые свечи», или «громницы», в длину примерно 10 вершков 44 см. В Украине Громницы изготовляли в основном женщины, три восковые свечи сплетали «в косу», вверху расходясь тремя концами — символ единства тримирья, известного во многих народных сказках и мифам славян. До введения христианства на Руси громовую свечу язычники зажигали на Перуновом капище, после крещения славян, христианская церковь возжигает свечи во время богослужения в церкви. Освещённую на Перуновом Капище свечу приносили домой и совершали громничные языческие обряды. Над головой каждого члена семьи рисовали огненные кресты, обходили каждый угол и весь дом с зажжённой свечой, чтобы выжечь всё лихо, что притаилось в доме по углам, на стенах дома рисовали огненные кресты, призванные защитить жилище. Хлев и двор свой также защищали огненными крестами, разламывая часть свечи на несколько кусков, по числу голов скота, подпаливали им клок шерсти и капли воска раскатывали по шкуре домашних животных, считалось, что этот обряд защитит домашнюю скотину от болезней и падежа. Громничные свечи хранили в течении всего года, зажигая в дни больших праздников, рождения ребёнка или во время болезни, уповая на выздоровление. Громницы считались мощным народным магическим средством, ставили её в Красный угол на Осенних Дедов 21 — 27 октября и Радуницу Весенние Деды, 1 — 7 мая. Летом славяне верили, что во время грозы зажжённая на подоконнике свеча сбережёт дом от попадания молнии и пожара. Воск громничной свечи считался магическим средством, его хранили в красном куте углу , носили как оберег, давали в качестве лекарства, брали с собой, когда шли свататься, давали в руки больному, чтобы отогнать болезнь или облегчить его уход в иной мир. Громничной свечой обкуривали дом умершего, чтобы душа его успокоилась и, чтобы духи были милосердны к ней. Тяжко хворающим дают в руки запалённую свечу-громницу, прося Перунью прогнать Своей очищающей и целительной силой огня духов болезни. Громовую свечу выносили и в поле с началом жатвы и сева, считали, что она охраняет межи и оберегает нивы от вредителей, сохраняет посевы. Наблюдая за погодой в праздник Громовика, наши предки гадали о будущем лете. Гроза 2 февраля — в последний месяц зимы совсем не обязательное явление, но услышав в этот день гром, люди ждали скорого прихода тепла. Если же первый гром прогремит на голый лес, то считалось, что год будет неурожайным. Наблюдая эту закономерность, древние славяне старались задобрить Перуна-Громовника в этот день и приносили ему жертвы, а Моланьицу то есть Перуницу, богиню молний чествовали песнями, просили у ней скорейшей весны. Из древнерусского фольклора: Муж твой в походе, правь воеводит; Дива в лесах, Перун — в небесах.

Гороскоп славян Февраль, сечень

В этот день заклинают мышей, чтобы не портили скирды с хлебом. Сретение Господне. Встретенские морозы. На Сретение зима с летом встретились. Коли на Сретение метель дорогу заметет, то корм весь подберет. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Полагают, что в эту ночь домовой заезжает лошадей. Агафии Коровницы.

Полагают, что в этот день по городам и селам бегает Коровья Смерть. Вукола, еп. Вукола Телятника.

После этого семья шла выжигать крестики на шерсти домашних животных. Потом простукивали свечой все стены, перекрытия и двери своего дома, хлевов и хозяйственных построек. Эти действа должны были уберечь семью от удара молнии и вообще любых разрушительных воздействий.

После этого свечку прятали в укромный уголок дома, либо клали в Красный угол среди других святынь. Громовые свечи — сильное средство народной магии. С их помощью можно отвести молнию и вообще грозу от избы, села или поля. Либо наоборот — закликать во время засухи грозу с дождём. Громничная свеча помогала и во время важных хозяйственных работ: при первом весеннем выгоне скота, распашке поля, сборе урожая и заготовке зерна. Её брали с собой, когда шли свататься или когда бабка-повитуха принимала новорожденного, ставили её в Красный угол на дни поминовения предков Осенние Деды ночь на 1 ноября и Весенние Деды ночь на 1 мая , давали человеку при смерти, чтобы легче было отойти в мир иной.

Свечой обкуривали дом умершего, чтобы душа его успокоилась. Тяжко хворающим дают в руки запалённую свечу-громницу, прося при этом Богиню прогнать своей очищающей и целительной силой духов болезни. Воск громничной свечи принимался больными, как лекарство. Существует также много примет, связанных с громничной свечой. Во время обряда наблюдали, как горят свечи: частое потрескивание указывает на большое количество гроз в году. Когда человек тяжело умирал, зажигали громничную свечу и смотрели, в какую сторону пойдёт от неё дым: если за двери, то больной скоро умрет, если расходится по дому — будет ёще некоторое время жить.

Богиня Громница-Перуница у разных народов У южных славян эту богиню зовут Громовицей. На Украине бытует ещё одно имя — Паляница палящая, зажигающая огонь — так же называют ритуальный хлеб, что хозяйки пекут в честь особых праздников. Во многих песнях и сказах Громница — это образ Дивчины-Воительницы: волевая, сильная сторона Женского начала. История древних славян знает женщин-богатырш, их так и звали — девы-поляницы. Это название, вероятно, происходит от слова «поле» — ведь сражения проходили на просторных открытых полях, вспомним выражения: «поле битвы», «поле брани». Эти девы бились против врагов наравне с мужчинами своего племени, что вызывало удивление и восторг чужеземцев.

Традиции женского воинства были очень развиты у скифов-сарматов одного из славянских племён, ведущего преимущественно кочевой образ жизни.

Снег прилипает к деревьям — к теплу. Подробный народный календарь на февраль 1 февраля — Преподобного Макария Египетского. Святого Марка, архиепископа Ефесского. Макарьев день, Макар Ясный, Макар — чистые дороги, Макар — погодоуказник. В Макарьев день судили-рядили о весне. Считается также, что погода в этот день определяла погоду на весь месяц. На Ефимия в полдень солнце — к ранней весне.

Ежели средь этого дня метель разыграется — вся масленица последняя неделя февраля метельная. Замечали, что около дня этого угодника приходится половина зимы, поэтому апостола Тимофея называют Полузимником. На Тимофея бывают сильные морозы, которые от имени этого угодника часто называются Тимофеевскими. Если с Крещения 19 января трескучий мороз стоит неделю, то затем следует неделя оттепели, а за ней — тимофеевские морозы, которые обычно сильнее крещенских, но держатся всего 2-3 дня, а потом устанавливаются легкие морозцы. Если в этот день побеги «снежных растений» на окнах тянутся вверх — жди морозов, наклоняются — к оттепели. Священомученика Климента, епископа Анкирского, Мученика Агафангела. Святитель Григорий Богослов 329-389 гг. День домашних забот.

Наблюдали за птицами: утром кричит синица — к морозу. Подобно тому, как св. Во многих местах эту угодницу называют Полухлебницей, Аксиньей — Весноуказательницей, Аксиньей-полухлебницей, так как с этого дня половина срока осталась до нового хлеба, и так как к этому времени озимое зерно пролежало в земле половину срока до всхода. На день преподобной Ксении наши предки справлялись на торгу о ценах хлеба и, если замечали, что они повышались, ожидали дороговизны; если же понижались — ожидали дешевизны хлеба. Полухлебница цены на хлеб устанавливает. В этот день можно погадать о ценах на хлеб в ближайшее время и на новый урожай: взять печеный хлеб и взвесить его сначала вечером, а потом утром. Если за ночь вес хлеба уменьшится — значит, он подешевеет, если увеличится — подорожает. Если же вес останется неизменным — цена на хлеб будет прежняя.

Считали, что каков будет день с утра до полудня, такова будет и первая половина следующей зимы. Оживает природа. Начинаются весенние игры у зайцев, выходят наружу бобры, лоси сбрасывают рога. Оживляются птицы, начинают токовать глухари. Редко, но можно услышать стук дятла. Ефремов день. На Ефрема нельзя убивать дома никаких насекомых: ни тараканов, ни клопов, ни сверчков — домовой обидится. Ветер понесся — к сырому году.

В эти дни народ шутил: «Ветры дули — шапку сдули, кафтан сняли, рукавицы сами спали». Ветер в этот день — к сырому и холодному году. По народному поверью в этот день нельзя прясть, а потому называют его еще «днем трех святителей—непрядильщиков». Начинает портиться санный путь.

Даже если не праздновать эти дни, а просто помнить о них, то перед человеком уже пройдет юность, зрелость и старость Земли-Кормилицы. Певучее название славянских месяцев года отражает те изменения в природе, которые наиболее характерны для каждого из четырех времен года. Январь — Просинец.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий